мне очень давно хотелось поглазеть на плотину волховской гэс. наконец позволило время, погода и техника осуществить давнишнюю мечту.. 16-го числа я в компании месье горча и камрада николая сел в маловишерскую электричку, которая высадила нас в чудово в 8 утра.
несколько километров до зуево по немного щербатому асфальту м10 — и мы поворачиваем в кириши. дорожное покрытие резко меняется с едва удовлетворительного на идеальное, а трафик падает в разы. переодевшись, мы разгоняемся до приемлемых 27-28км/ч и идём слаженным пелетоном на восток.
первая остановка — на реке тигода, я не смог удержаться и остановился полюбоваться. вообще хотелось останавливаться как можно меньше, т.к. хотелось успеть многое — и нам всё-таки не удалось по времени попасть в старую ладогу, посмотреть тамошнюю крепость.
километров за 10 до киришей стали видны трубы ГРЭС. сам город встретил нас парой монументов-знаков советской эпохи: “кириши” и “всесоюзная комсомольская ударная стройка. кириши”. интересно.. нам, родившимся в ссср, эти штуки ещё напоминают о чём-то, ещё что-то говорят; а чем они являются для более молодых людей, для которых понятие “ссср” — всего лишь часть истории? наверное, просто потешными учудами.
мост через волхов в киришах почти так же круто взлетает ввысь, как наш “горбатый”. с середины моста видно чуть ли не полгорода: лес труб ГРЭС, городской пляж, галерея мостов.. как и новгород, кириши утопают в зелени. за несколько десятков минут прогулки мы заметили несколько памятников/монументов — интересно. вообще город весьма ухожен и чист, заметно, что жители его любят. пообедав рядом с железнодорожным мостом, мы отправились искать плотину киришской ГРЭС. странное дело — видно аж три моста, плотины не видно. проехали немного на север, сворачиваем к реке, какие-то гаражи.. идёт дядечка. спрашиваю у него, как найти плотину.. и он, с нескрываемым чувством превосходства над “новгородцем”, начинает мне рассказывать и показывать — палочкой на земле — что, дескать, киса, есть такая река волхов, которая вытекает из ильмень-озера, где стоит твой, блин, великий новгород, и впадает, в, сука, ладожское озеро, а ты щас находишься, блин, посередине, в городе кириши, а плотина — плотина! — находится в шестидесяти восьми километрах ниже по течению, в городе, блин, волхов! оказалось, дядька работает водолазом на киришской ГРЭС. рассказал вкратце, как там что устроено — никакой плотины нет, есть просто подводящий и отводящий каналы, работники ГРЭС называют их, соответственно, холодным и горячим; вода поступает в котёл, превращается там в пар и вращает турбину генератора. рассказал ещё немного про волховскую ГЭС, он там работал на шлюзах, звал помочь ему спустить на воду катер (собственно, от процесса вызывания на помощь по телефону бухого кореша я его и оторвал) — но мы бы тогда не успели на чудовскую электричку. спасибо тебе, дядько!
асфальт продолжал радовать нас своим качеством до самого волхова. есть, правда, небольшой участок с ямками, но ямки эти находятся en masse далековато от обочины, и не мешают шоссейнику. ближе к городу берега волхова стали обрывисты, а на горизонте появились трубы ГЭС.
плотина появилась неожиданно. едешь-едешь, на воде какое-то здание стоит, какой-то понтонный мост от него к берегу идёт.. а потом ррраз! — а понтонный мост-то, оказывается, и есть плотина. сильное зрелище. больше всего прёт, что эта электростанция — первенец ГОЭЛРО.. 1926 год. в сети несложно найти фотографии станции изнутри и снаружи:
http://photofile.ru/users/andrej146/2656462. вот техническая информация о станции:
http://regtime.spb.ru/lenhydroproject/volkhov.html. есть небольшая статья в педивикии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Волховская_ГЭС. хочется самому попасть вовнутрь, чтобы увидеть исполинские крышки генераторов.
в городе несколько мостов: сдвоенный железнодорожный сразу после плотины, старый автомобильный, ныне закрытый на реставрацию, как в боровичах, новый автомобильный и, наверное, ещё один автомобильный, в северной части города, с белыми быками — до него мы не доехали.
сам город мы, к сожалению, не посмотрели толком — как и крепость в старой ладоге — после ГЭС времени хватило только на обед в найденной забегаловке под открытым небом. в 17.20 электричка на малую вишеру отошла от третьей платформы станции “волховстрой” с нами внутри. кстати, довольно забавно было ехать в вагоне по практически тем же местам, которые мы только что проехали на байках — железнодорожная ветка идёт рядом с автодорогой. никаких контролёров не было.
в чудово волховстроевская электричка пришла без десяти минут девять, и, конечно же, все транспорты на новгород уже ушли. пришлось строить морду кирпичом и вылезать на М10, aka E105. однако проблем никаких не возникло — на трассе довольно широкая обочина и, через несколько километров после чудово, отличный асфальт почти до самого новгорода. никакого дискомфорта пролетающие мимо фуры не доставляли, кроме острого желания одеть респиратор.
в новгороде мы оказались, кажется, в районе одиннадцати-полуночи. удовольствия от поездки — вагон и маленькая тележка, обязательно нужно будет повторить, но теперь по правому берегу волхова.
фотографии от меня:
http://imgsrc.ru/zmej/a112538.html